Если вы можете мечтать об этом, вы можете сделать это.

Уолт Дисней

 
 
 
 

Как сдавать ЕГЭ по литературе: интервью с экспертом

О том, сколько баллов должна получить на ЕГЭ по литературе проверяющая комиссия и чего ждать будущим абитуриентам, редакция «Выпускника» поговорила с Марией Александровной Алексеевой, кандидатом филологических наук, зав. кафедрой филологии СУНЦ УрФУ, заместителем директора СУНЦ УрФУ по учебной работе и экспертом предметной подкомиссии Свердловской области.

Выпускник.проОб изменениях, новшествах и «сюрпризах»


М.А.: В 2014 году глобальные изменения коснулись только технической организации экзамена, всего, что было связано с камерами, металлоискателями и прочим «счастьем». Камеры были и в аудиториях, где писали, и в аудиториях, где  работали  эксперты. Запрещались звонки сотовых телефонов, обмен репликами, перемещения по аудитории.

Структура экзамена не изменилась по сравнению с прошлым годом, но во время проверки выявилось, что некоторые варианты включали тот материал, который точно в кодификаторе указан не был. Например, поэзия второй половины ХХ века в кодификаторе  представлена рядом имен. При этом указано, что задания по этому разделу формулируются только в третьей части экзаменационной работы. Неожиданным оказалось появление в одном из вариантов стихотворения И.  Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» во второй части работы. Для тех, кто читал или изучал этот текст, а таких очень немного,  шока не было, но некоторые, я подозреваю, всё-таки испытали некоторое волнение, увидев произведения, которые  в кодификаторе точно  не были названы,  но с которыми  пришлось работать на экзамене.  Появление таких текстов во второй части экзамена,  скорее всего,  связано с усложнением экзамена по литературе как экзамена профильного уровня.

С другой стороны, нового в этом году было то, что ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) создал открытый банк данных. Задания и вопросы ЕГЭ выкладывались в открытый доступ, начиная с февраля. Предполагалось, что те вопросы, которые туда входят, потом и будут попадать на экзамене. С моей точки зрения,  такой открытый банк данных  скорее вреден, чем полезен. Когда человек видит, что у него 854 вопроса и нужно их все «прорешать», он распределяет время так, чтобы написать ответы на все 854 вопроса, вместо того чтобы понять структуру ответа  и уделить внимание выявлению закономерностей и более глубокой проработке материала.

Были небольшие изменения в критериях при проверке заданий на сопоставление (С2, С4). Более чётко и развернуто, чем раньше,  были прописаны позиции выбора контекста и аспекта сопоставления художественных текстов,  поэтому можно было точнее различить хорошие работы и отличные. Два года назад, например, это  было сделать достаточно сложно.  Увеличился объем ответов на эти вопросы, что тоже закономерно. 

Сказать, что были какие-то материалы, к которым никто не готовился, я не могу, потому что  во всех вариантах экзамена  были заявлены  программные произведения. Другое дело,  что во время проверки выявляются  работы, авторы которых  считают, что Евгений Онегин убил  не Ленского, а другого героя, но это уже другой вопрос. Как было сказано в одном из вариантов, Евгения плохо воспитали в детстве, несмотря на то, что «няня кормила его с рук», а потом он вырос, у него изменилась система ценностей, и он убил старуху-процентщицу. Но это всё издержки стремительной подготовки и незнания  экзаменационного материала.

Выпускник.про


ЕГЭ для экспертов


М.А.:  ЕГЭ на высокий балл эксперты сдать могли бы. Я не говорю про сто баллов абсолютно, потому что сто баллов  отчасти предполагают элемент случайности: по сути все - и участники, и проверяющие являются заложниками компьютерной системы. Если  разница в оценивании экспертов  может быть в один балл (грубо говоря, я ставлю три балла за какое-то задание, второй эксперт ставит два балла), то компьютер по максимуму оценивает в пользу абитуриента. В итоге получается, что работа, которая формально выполнена на девяносто шесть баллов  (в литературе это одна ошибка, там большой шаг) оценивается на сто. А работа, которая могла бы оцениваться на сто баллов, может быть оценена на девяносто шесть. Компьютерная система, которая ещё не вполне совершенна, иногда выводит на уровень  ста баллов работы, которые таковыми не являются. Впрочем,  многие  работы, оцененные областной комиссией  по максимуму, отправляются на перепроверку в Москву, и, как показывает  практика,  выпускники Свердловской области  заслуженно получают  высокие баллы за  свои работы, несмотря на  технические каверзы. 

Эксперты могут и должны писать экзамен как минимум на девяносто два балла. Они знают чётко структуру и критерии, по которым проверяются работы, в отличие от некоторых абитуриентов, что выясняется во время апелляции. Кроме того, сотрудники кафедры филологии Института регионального образования и специалисты УрФУ  экспертов очень активно учат,  собирают на семинары несколько раз в течение года,  рассказывают о новых требованиях, правилах, нюансах. Существует очень мощная практическая часть  подготовки работы комиссии, где эксперты и создают тексты, и оценивают  их, и выполняют тестовые задания, поэтому любой  эксперт области,  если бы сдавал экзамен,  получил бы  максимальный или очень высокий балл.

Выпускник.про


Реальные знания. Что проверяет ЕГЭ? Двоечник-стобалльник: это возможно?

 

М.А.:  Таких крайностей система ЕГЭ, скорее всего, не предполагает.  Двоечник на сто баллов не напишет, отличник на очень низкий балл - тоже. Если мы говорим о знаниях, то ЕГЭ проверят не столько знания, сколько умение выполнять работу по определённым правилам. Это Единый Государственный Экзамен,  и здесь на первое место, поскольку система оценивания критериальная, выходит определённый  аспект  работы:  умение понимать вопрос, понимать и структурировать текст, подбирать аргументы, использовать из всего объёма знаний только то знание, которое необходимо для ответа на данный вопрос, то есть умение отбирать информацию. ЕГЭ проверяет комплексный набор того, что сейчас называется компетентностями, а раньше называлось «знания, умения, навыки». Знание материала, понимание материала, умение материал отбирать, умение с материалом работать, умение материал выстраивать, умение материал грамотно излагать…  Оценивается глубина приводимых суждений, убедительность аргументов, точность  передачи  авторской позиции. При оценивании  «большого»  сочинения  С5 в критерии входит отсутствие фактических ошибок, уровень владения теоретико-литературными понятиями,  обоснованность привлечения текста. композиционная цельность и логичность изложения,  следование нормам речи.  ЕГЭ, в частности  по литературе,  -  это очень комплексная работа.

Отличник может написать на какой угодно балл, начиная от шестидесяти, потому что  оценка выше шестидесяти баллов в ЕГЭ  свидетельствует о достаточно  высоком уровне выполнения работы. 

На экзамене может сыграть роль  не только знание или незнание материала. В этом году ЕГЭ по литературе был первым, поэтому громадную роль играло волнение. Первый экзамен по новым правилам. Потом, выходя с экзамена, некоторые говорили: «Ой, надо было бы по-другому сделать…». Может  подвести  также неумение  распределять время выполнения частей экзаменационной работы.  Это же очень жёстко  ограниченная деятельность:  экзамен длится три часа пятьдесят пять минут. Если вы великолепно всё пишете, но  создаете избыточно большой текст, не успеваете переписывать с черновика на чистовик, то уже проигрываете. Поэтому здесь знания – только одна составляющая.

Выпускник.про


Общая эрудиция на ЕГЭ – в помощь?

 

М.А.: В ЕГЭ по литературе – да. В вопросах сопоставительного характера (самых сложных вопросах, на мой взгляд), когда мы должны рассмотреть произведение в историческом и литературном контексте, знание внепрограммных произведений русской литературы поможет. Если ученик знает современную литературу, ту литературу, которая не изучалась на уроках, но точно подходит по контексту, проблематике, системе образов, мотиву, к тому тексту, который дан, то он спокойно подбирает два контекста. Чем больше объем знаний и пониманий взаимосвязей элементов эстетической системы, тем более выигрышно смотрится  работа выпускника.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ без репетиторов

 

М.А.: Сейчас таких возможностей очень много. Во-первых, интернет: ЕГЭ-online и всё, что с этим связано (только лучше выбирать такие варианты, где предусмотрена обратная связь). УрФУ ведёт программы подготовки к ЕГЭ и привлекает экспертов, которые дают рекомендации по поводу выполнения части «С» ( она не проверяется компьютером).  Если я очень хорошо знаю материал, структуру работы, тренируюсь в умении выстраивать текст,  то я спокойно могу подготовиться самостоятельно.

А что мы понимаем под самостоятельной подготовкой?  С помощью книжек, справочных материалов  и школьных уроков подготовиться можно, но  лишь в том случае, когда мы предполагаем, что на школьных уроках есть преподаватели, которые отвечают на заданные вопросы. Преподаватели говорят, на что обратить внимание, выстраивают общие сюжетные линии в истории русской литературы. В общем-то, программа так построена, что она позволяет это сделать.


Ученик на апелляции: права и правила. Может ли быть понижен балл?


М.А.: Правила проведения апелляций, как и порядок проведения ЕГЭ в целом,  определяются приказом Министерства образования и науки РФ. Человек, сдавший экзамен, действительно имеет право подать апелляцию  о несогласии с выставленными баллами.  Создается конфликтная комиссия, рассматривает поданные  заявления,  принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. Части «А» и «B» обычно  не становятся предметом апелляции, только часть «С».  Правда,  в этом году конфликтная комиссия рассмотрела работу,  где в части «В»  компьютерная программа  неправильно «прочитала» букву «П» вместо «Л» («Психологизм»  как «психопопизм»).  Выяснили, что совершенно отчётливо прописана буква «Л», обозначена ошибка при обработке работы. балл был пересмотрен в сторону повышения. По правилам пересматривается вся работа, и оценка может быть как повышена, так и понижена.

Апеллируют, как правило, в двух ситуациях: выражается несогласие  по поводу одного конкретного задания, то есть «я не согласен с оценкой  задания С1,  С2 или  С4» В таком случае  у нас есть возможность в первую очередь посмотреть на это задание и его внимательно прочитать. Или второй вариант– «Я не согласен с оцениванием всей работы». В таких случаях в заявлениях на апелляцию  ещё  встречается  формулировка: «Я вообще сомневаюсь в объективности ваших экспертов». Эти случаи  меня несколько настораживают. Они свидетельствуют, как правило, о незнании критериев оценивания работы.

Если человек точно знает критерии оценивания и находит в своей собственной работе соответствие этим критериям, то апелляция удовлетворяется. Можно  улучшить результат на  один-два балла. В случаях необходимости  понижения балла комиссия предельно осторожна и внимательна. Когда я в этом году работала в  конфликтной комиссии, обычно оценка оставлялась без изменений, потому что поводов для понижения или повышения баллов не было. Это. кстати, свидетельствует о качественной работе комиссии. Другое дело, когда абитуриенты приходят на апелляцию и в ходе беседы выясняется, что критерии они видят первый раз в жизни: «Как, ещё были правила, по которым надо писать?». С такими, конечно, очень сложно работать. Когда  выпускники не знают правил игры, по которым они выполняли работу, очень сложно объяснить, что правила всё-таки были  и что работа оценивалась  в строгом соответствии с ними.

Выпускник.про

«Привычка» к ЕГЭ. Эволюция выпускников


М.А.: Каждый год выпускники разные по уровню  знаний, уверенности в своих силах  и талантам. Сравнивать выпускников-2014 с выпускниками-2010 и 2012 очень сложно. Задания немножко другие по характеру, критерии немножко другие, тональность  другая, подбор аргументов другой совершенно.  Хотя я могу точно сказать, что эта форма экзамена освоена учителями и выпускниками достаточно хорошо.  Если  в первый год проведения ЕГЭ по литературе  встречались  «нулевые» работы, где выпускник просто не приступал к выполнению сложных заданий С2, С4, С5, то сейчас таких работ практически нет. Во всех работах есть попытки хотя бы на минимальном уровне справиться с заданными правилами игры. Другое дело, что  продолжают  встречаться случаи, когда работа по литературе выполняется  в жанре работы по русскому языку, но это уже вопрос подготовки.


ЕГЭ усложняется каждый год


М.А.: ЕГЭ становится сложнее, изменяется характер вопросов. Больше теоретического материала включается даже в задания С1, С2, хотя прямо вопрос по теории там не задан. Например, вопрос из варианта прошлого года: «Какие черты элегии присутствуют в стихотворении Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»?» Согласитесь, чтобы на него ответить, нужно именно с точки зрения теории объяснить, кто такая элегия и какие черты этого жанра в тексте присутствуют. Вопросы становятся всё более обращёнными к теории, это во-первых. Во-вторых, для ответа на вопрос не достаточно просто зафиксировать сходство текстов. «Есенин пишет письмо матери, так же, как письмо к няне пишет Пушкин,  а сходство в том, что оба обращаются к родному и близкому человеку».  Когда-то для получения  высокого балла этого было вполне достаточно, а  сейчас – нет, нужно убедительно обосновать выбор текста, сопоставить в заданном направлении анализа и не допустить при этом фактических ошибок, не исказить авторскую позицию. Требуется более глубокое понимание текстов. Более уверенные знания: а) теории, б) закономерностей историко-литературного процесса. Это уже не базовый, а углублённый уровень изучения предмета. Для экзамена по выбору это закономерно.

Выпускник.про

Что убрать из ЕГЭ: лишние вопросы. Универсальная «Война и мир»


М.А.: Во время проверки я сталкиваюсь с очень ограниченным количеством заданий. Насколько они представляют общую конструкцию, сказать сложно. Это можно выявить потом, на основании работы с методическими материалами, которые выдаёт ФИПИ, на основании общения на конференциях, где выясняется, какие были вопросы в других областях и регионах. В этом году мне стало известно, что в одном из регионов был вопрос о любовной интриге в поэме Блока «Двенадцать». Комиссия сама задумалась, прежде чем отвечать на этот вопрос, потому что  большинством  читателей это произведение воспринимается  как  поэма о революции. Когда на первый план выходит любовная интрига, то возникает дополнительный повод для размышления.

Иногда вопросы составлены так, что в С2 и С4, требующих два контекста, один находится достаточно уверенно и легко, а вот над вторым контекстом приходится ломать голову. Но надо отметить, что в последние годы подобные вопросы предполагают  очень  широкие  возможности выбора: «В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис…». Согласитесь,  почти во всех произведениях русской классики персонажи  искали истину, переживали духовный кризис, находились в состоянии нравственного поиска, приходили к тем или иным выводам. Сложность в том, что нужно отобрать точный  контекст, назвать эпизод и героя.

«Война и мир»  - один из универсальных романов,  который может стать контекстом  множества произведений и  использоваться в массе вариантов, но каждый  раз нужно выбирать новый эпизод. В большинстве случаев выпускники вспоминают хрестоматийный эпизод про Наташу Ростову, которая отдаёт подводы раненым,  причем обращаются к нему часто  вне зависимости от того,  о чем  был задан вопрос. Видимо, в сознании преподавателей и детей есть такие клишированные формулы о том, что в русской классической литературе все всем помогают, что она очень гуманна и заботится о маленьком человеке.

По поводу лишних вопросов я не смогу ответить.  В том корпусе вариантов, что я проверяла,  таких вопросов не было.


Популярность ЕГЭ по литературе


М.А.:  По данным Министерства образования Свердловской области,  количество выпускников этого года, выбравших литературу, примерно сопоставимо с количеством прошлого года (1381 человек в 2913 году. 1124 человека в первой волне  2014). Цифра колеблется от года к году, но она не становится пятью тысячами и не сокращается до семисот человек. Выбор обусловлен прежде всего вузами, которые предлагают набор экзаменов для поступления на определённые специальности. Кроме филологических факультетов и факультетов журналистики, это архитектурные институты, консерватории, театральные институты… Видимо, всё больше народу собирается в творческие профессии. С другой стороны, литературу иногда сдают те (это не такие частотные случаи), кто  не очень уверен, например, в своих знаниях по биологии и других естественных и точных науках. Таким выпускникам кажется,  что если у  них  перед глазами текст, то на вопросы по этому тексту  они  так или иначе ответят и какой-то минимум баллов получат. 

Выпускник.про


О том, где лучше подготовят. Статистика школ


М.А.: Статистика эта есть в РЦОИ (Центр обработки информации Свердловской области). С докладами на основании этой статистики на заседаниях коллегии в министерстве образования Свердловской области выступает Марина Леонидовна Жигулина. Данные  становятся известны уже осенью, обычно это сентябрь-октябрь, поскольку информация является открытой, представители всех школ имеют возможность посмотреть, где они в этом рейтинге находятся.

Кроме СУНЦ УрФУ, можно назвать известные в  Екатеринбурге  гимназии, выпускники которых очень  успешно сдают ЕГЭ.  Это гимназия № 2,  гимназия № 9, гимназия № 13.  Хорошо сдают экзамен по литературе выпускники Нижнего Тагила, Каменска-Уральского. Как правило,  ученики,  дающие высокие  результаты на ЕГЭ, успешны и на Всероссийских олимпиадах по литературе и русскому языку. Думаю, это закономерно.

Творческая составляющая ЕГЭ. Новый способ раскрыться


М.А.: Поскольку это Единый Государственный Экзамен, то творческая составляющая там уходит с первого плана на план четвёртый-пятый. На первом месте - знание материала, логика, структура, умение отвечать на заданные вопросы. Творческая составляющая проявляется в поисках контекстов, в сочинении С5, которое предполагает ответ на заданный проблемный вопрос. Если вы отвечаете на вопрос о значении финала поэмы Блока «Двенадцать», то, пожалуйста, проявляйте свою творческую составляющую и предлагайте разные интерпретации и сопоставления. Демонстрируете и знания, и понимание, и умение пользоваться терминологией, составлять метафоры и т.д.

Видимо, творческой составляющей не хватает не только нам, потому что в системе выпускных экзаменов с 2014 – 2015 учебного года появится новый (старый)  жанр  - сочинение. В декабре этого года все будут выполнять письменную работу, которая будет являться  допуском к ЕГЭ и оцениваться по системе «зачёт-незачёт». Сам выпускник будет определять, нужно ли ему представлять это сочинение в качестве части портфолио в вуз, куда он будет поступать. Вуз сможет оценить сочинение максимум десятью баллами и прибавить их к  экзаменационным  баллам.

Это новшество уже следующего учебного года. Под руководством Натальи Солженицыной создана группа, которая разрабатывает направления тем. (Состав комиссии можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ).  Сейчас ведется обсуждение рабочих материалов. Мне больше всего понравились  такие направления тем, как «Юбилей Лермонтова», «Художник и власть». Точная формулировка темы будет предложена  выпускникам  во время экзамена в декабре. Как в добрые старые времена. Тот, кто получит  «незачёт», сможет переписать в феврале. Полная информация  о сочинении, темах, организации работы, критериях оценивания  должна появиться к началу учебного года.

Это то новшество, которое призвано внести творческую составляющую в процесс итоговой аттестации. Поскольку сочинение будут писать все, а не только те, кто сдаёт литературу, творческая составляющая должна проявиться максимально. Такое сочинение требует  несколько других умений и других навыков по сравнению с уже ставшей традиционной системой ЕГЭ.  Ещё один вызов и выпускникам, и преподавателям, и социуму… Любопытный, с моей точки зрения.


Что надо изменить в критериях проверки. Совет проверяющим


М.А.: Каждый год, после того, как завершается проверка экзаменационных работ,  председатель областной предметной подкомиссии собирает замечания, рекомендации, вопросы экспертов,  этот материал  обобщается, систематизируется и отправляется в Москву, чтобы в следующем году можно было внести коррективы в структуру и содержание экзаменационных материалов. 

Сейчас  предлагать  какие-то серьезные изменения сложно, потому что система экзамена отработана, всё неплохо. Единственное, я бы всё-таки (может быть, это будет слишком строго), проверяла грамотность в сочинениях по литературе. Мы  сейчас рассматриваем только речевые ошибки, не обращая внимания на грамматические, но единство формы и содержания текста  создаётся ещё и  грамматическими средствами.  Грамматическая ошибка – это неграмотно построенное предложение или словосочетание.  Такие конструкции  встречаются и  в  тех работах, которые могут получить максимальный балл – получается нелогично, я бы внесла ещё один критерий оценивания работ по литературе,  который мог бы называться называется «грамотность». Может быть, стоит в работах по литературе обращать внимание и на орфографию с  пунктуацией.

Ещё есть такой любопытный нюанс.  В заданиях С1 и С3, заданиях по тексту, в качестве  критерия оценивания значится  «следование нормам речи»,  то есть Вы можете за высокое качество речи получить  дополнительный балл. (3+1 =4).  В более сложных заданиях – С2, С4  качество речи уже не оценивается. Я не знаю, почему это происходит, у меня такое ощущение, что 12 критериев уже есть,  и на  бланке проверки работы  просто клеточек не хватает. Получается немножко нелогично: более простые вопросы требуют качества речи, более сложные – нет.

Совет сдающим. Главная задача


М.А.:  Прежде всего - читать. Самый элементарный совет: читать и стараться понимать прочитанное. Понимать и присваивать. Самое главное – понять, что ты читаешь, и сделать прочитанный текст частью собственного опыта: жизненного, духовного, нравственного. Тогда вы сможете спокойно оперировать текстом и его смыслами  в экзаменационных и не только экзаменационных ситуациях.

Сдача ЕГЭ совсем не является сверхзадачей обучения литературе ( это справедливо и для других предметов).  Сдача ЕГЭ – это одна ступень на пути к творческой самореализации.  Самое главное - не думать о том, как сдать ЕГЭ  как можно лучше, а думать о том, как умения работать с текстом, понимать текст, читать текст, сравнивать тексты  потом пригодятся в дальнейшей творческой (и не только) профессии. Сформировать внутреннюю мотивацию чтения – самая главная задача.  А если в качестве внешней мотивации нужны ЕГЭ или сочинение –  пусть будет так.

 
 
 

похожие статьи